Консультируя клиентов  в течение долго времени наши юристы собрали часто встречающиеся ошибки, которые  автовладельцы совершают при обращении к автоэкспертам для оценки ущерба автомобиля для получения выплаты по ОСАГО, взыскания ущерба с виновника ДТП или с Жилкомсервиса из-за падения снега, льда или деревьев на автомобиль.

В  этой статье мы поделимся этими наиболее типичными ошибками и их последствиями.

1. Обращаться к автоэкспертам раньше, чем в страховую компанию за выплатой по ОСАГО.

Закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» запрещает потерпевшим самостоятельно организовывать оценку ущерба без предоставления автомобиля на осмотр в страховую компанию: 

Ст.12, п.11, абз.4 Закона: 

В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков для осмотра и … независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату … потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу (оценку)

Ст.12, п.11, абз.5 Закона: 

Результаты самостоятельно организованной потерпевшим … независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества … не принимаются для определения размера страхового возмещения в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра … в согласованные со страховщиком даты

Таким образом, если вы обратитесь в страховую компанию за выплатой по ОСАГО с результатами независимой экспертизы автомобиля, вам в страховом возмещении может быть отказано.

2. Ожидание гарантированного увеличения суммы выплаты по ОСАГО

Как правило, выплаты по ОСАГО не хватает для проведения качественного ремонта автомобиля. Автомобилисты логично полагают, что независимый эксперт точно насчитает ущерба больше и страховая должна будет произвести доплату.

Вовсе не обязательно, что так и произойдёт.

Независимые эксперты и страховые компании проводят расчеты по ОСАГО по одной той же методике, утвержденной Центробанком, по одному и тому же справочнику цен на запчасти Российского союза Автостраховщиков. 

Разница в расчетах ущерба тоже довольно часто встречается, но обусловлена она может быть неправильным осмотром автомобиля (когда эксперт от страховой компании не увидел ряд повреждений) или неправильным применением каталожных номеров (ОЕМ номеров) на запчасти. А при одних и тех же повреждениях результат расчетов будет скорее всего одинаковым и у независимого эксперта и у страховой компании.

Поэтому чтобы не тратить лишних денег на оплату полноценной экспертизы мы предлагаем экспресс-оценку для проверки размера выплаты или попробовать самостоятельно проверить результаты расчетов страховой компании.

3. Оказывать влияние на заключение независимого эксперта

Логично, что любой автомобилист заинтересован в том, чтобы эксперт насчитал ущерба побольше. Но искусственно завышать размер ущерба в независимой экспертизе автомобиля — это крайне сомнительное мероприятие, которое может повлечь за собой лишние траты. 

Требуемые ремонтные работы, определяются от степени и характера повреждений того или иного элемента. Эти критерии четко регламентированы нормативными документами:

  • Для выплат по ОСАГО «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» Банка России;
  • Для всех остальных случаев: «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» Министерства юстиции РФ.

Ответственный автоэксперт не станет писать ту или иную деталь в замену иначе, чем прописано в вышеозначенных нормативных документах. Так, например, есть четкие критерии замены элемента: согласно означенных нормативов — не было заломов или разрывов металла, площадь повреждения была менее определенной доли от площади элемента и т.д.

И одно лишь желание клиента, чтобы эксперт написал деталь в замену, не может являться для эксперта основанием для применения такого типа ремонтного воздействия.

Безответственный эксперт, придерживающийся позиции «любой каприз за ваши деньги», напишет всё, что пожелает клиент и даже больше. Таким образом результаты экспертизы будут завышены и клиенту будет предложено обращаться в суд за взысканием этой разницы. 

Если в суде ответчик подаст ходатайство о проведении судебной экспертизы (а страховая компания точно подаст), то судебный эксперт скорее всего исключит такие завышенные работы из расчета. В результате истепц-автомобилист напрасно понесёт расходы на юристов, пошлину и оплату судебной экспертизы. «Басманное правосудие» — разведут руками такие эксперты и юристы,»судебный эксперт явно подкуплен страховой компанией», добавят. 

4. Предоставлять автомобиль на осмотр неподготовленным

Автоэксперт должен произвести фотофиксацию всех повреждений, которые он указывает в акте осмотра — умозрительные заключения эксперт делать не имеет права. 

Поэтому целесообразно подготовиться к осмотру так, чтобы эксперт мог не только догадывался о внутренних повреждениях автомобиля, но и увидеть и зафиксировать их. 

Мы рекомендуем проводить осмотры в условиях СТОА, чтобы автомеханик мог произвести необходимую разборку автомобиля. Самостоятельно на улице заниматься демонтажом элементов эксперт не будет. Не только наши эксперты, любые эксперты не станут этим заниматься.

Также проблемы с осмотром могут возникнуть, если автомобиль загрязнен настолько, что повреждения трудно или невозможно зафиксировать. Протереть салфеткой поврежденный элемент часто бывает недостаточно. Поэтому желательно предоставлять автомобиль на осмотр в чистом виде.

Если остались какие-либо вопросы по проведению оценки ущерба после ДТП, вы можете их задать в нашем канале в Telegram или в группе в Вконтакте.